Центр нейрокоррекции
поведения движения и речи
НЕВРОМЕД
г. Ульяновск, ул. Гагарина, д. 16

Юнгианская песочная терапия в Ульяновске

В каких только интерпретациях не предстает перед нами современная психотерапия… Помогая человеку самовыражаться, специалисты устраивают занятия по лепке, музыкальные уроки, учат мастерить поделки из разных материалов, будь то шишки, тканевые лоскутки или глина. И это не просто способ успокоения, отвлечения от неприятностей – в своих работах человек в виде символов выражает свои проблемы, и после нескольких занятий его фантазия начинает действовать более активно, так что он начинает видеть пути разрешения проблематичных ситуаций.

Одним из видов психотерапии является песочная терапия. Вряд ли ребенок, играя в детской песочнице, осознает, что он находится на занятии психотерапии, которая способствует его формированию как личности, но, тем не менее, это факт. Играя с песком, маленький человек развивает свою фантазию, испытывает разные эмоции и учится справляться с ними, благодаря чему он восстанавливает равновесие в своей душе.

Еще в первой половине прошлого века в Англии педиатр Маргарет Ловенфельд обратила внимание на песок как на метод консультирования. Она раздавала малышам подносы с песком, и они давали волю своей фантазии, лепили фигурки, создавали сооружения своими руками с применением воды. Песочные композиции и сейчас создаются на занятиях с психотерапевтами, ведь это одно из направлений организационного консультирования.

Принципы юнгианской песочной терапии

На занятиях клиентам выдаются подносы с песком, который они могут видоизменить по своему желанию, применяя воду и фигурки, с помощью которых песок может приобретать очертания животных, растений и других фигур. Закончив работу над своим проектом, его создатель дает своей картине название и рассказывает о ней. Президент Международной Ассоциации юнгианской песочной терапии Джун Атертон раздает клиентам также и небольшие корзины, куда они кладут те фигурки, которые их интересуют. При этом занимающийся не ограничен в своих действиях: он может взять 3-4 фигурки, а может воспользоваться и 10-20 предметами.

Фигурки клиент может выбрать абсолютно разные – в виде:

  • людей;
  • мифических персонажей;
  • представителей флоры и фауны;
  • домиков, гаражей, башен;
  • мебельных принадлежностей;
  • машин;
  • музыкальных инструментов;
  • геометрических фигур, разных символов.

Действующим лицом при создании песочной композиции является клиент. Задача специалиста – следовать за процессом раскрытия фантазии занимающегося, стараться понять его, способствовать раскрытию его потенциала.

Создавая картины из песка, человек создает свой собственный мир и может видеть всю композицию как на ладони, охватывая ее полностью зрительно, а потому его сознанию открывается то, что раньше было заблокировано.

Песочная терапия и символы

При оформлении композиции человек учится создавать символы, причем этим занимается его психика. Она начинает действовать таким образом в определенные моменты, когда человеку сложно понять, как действовать. Благодаря символическому отражению действительности у человека пробуждаются глубинные ресурсы психики. Умение символизировать у нас начинает развиваться уже во младенческом возрасте, когда мы видим образ матери и ощущаем ее, чувствуя себя под защитой, ведь малыши остаются спокойными, даже если не видят мать, потому что они знают: она существует и всегда придет на помощь.

Некоторые исследователи убеждены: ребенок начинает образовывать символы благодаря эмоциональному общению с матерью. Он сохраняет ее образ в памяти, поэтому, когда мама, играя с малышом, прячется за спинкой кровати и появляется снова, малыш радостно реагирует на это, ведь сохраненный в памяти образ матери оживает перед ним, и символ состыковывается с реальностью.

Тесная связь с символами прослеживается у детей непрерывно. Они начинают выделять понравившиеся им предметы, например, куклу или плюшевого мишку. В памяти откладываются и запахи, а также вкусовые ощущения. Поэтому взрослый человек может попробовать манную кашу, которую он ел в детстве, и воспоминания невольно перенесут его в ту беззаботную пору.

Бывает так, что способность к образованию символов у детей развита недостаточно, кроме того, эту способность частично можно утерять вследствие психологических травм. Восстановиться человеку помогают именно занятия психотерапии, в частности, этому способствует песочная терапия.

Кому назначают песочную терапию?

Обычно такая методика используется для восстановления состояния людей, которые имеют негативные эмоции и вынуждены держать их в себе. В основном это дети из неблагополучных семей, подвергающиеся насилию, а также дети, подростки или взрослые, которые имеют проблемы с поведением или страдают от различных зависимостей. Основная проблема таких людей – отсутствие взаимопонимания с окружающими людьми.

Формируя свою песочную картину, человек начинает четче осознавать смысл происходящих событий. Во время занятий словно проливается свет на те части души, которые были доселе затемнены. Благодаря символичным изображениям понимание человека становится шире. Причем не обязательно человек создает на подносе радужные картины из мирной жизни. Он может использовать и устрашающие фигурки, которые, например, напоминают ему существ из его ночных кошмаров. Зачастую достаточно просто проявить изображения, которые пугают человека, и после этого ночные страхи проходят.

На первый взгляд может показаться, что такая терапия выглядит слишком просто и напоминает детскую игру в песке. Но на самом деле данный процесс довольно сложен, а потому специалист, работающий с клиентом, должен и сам непрерывно профессионально развиваться, учиться правильно выстраивать отношения с каждым клиентом в отдельности. Он должен создавать особую атмосферу, в которой клиент будет ощущать себя в безопасности и при этом не станет чувствовать себя втиснутым в какие-либо рамки.


Поделитесь с друзьями:
22.11.2017

Уважаемые родители, в нашем центре 15 декабря состоится обучающий семинар на тему "Практическое применение метода Гленна Домана при перинатальных поражениях ЦНС у детей".

подробнее
31.10.2017

Наш специалист Тихонова Марина Владимировна по образованию педагог-психолог. Прошла обучение на Первом Модуле Сертифицированной программы по Прикладному анализу поведения(ABA) в центре «Наш солнечный мир» в г.Москва под личным руководством Юлии Михайловны Эрц. На сегодняшний день поведенческая терапия или метод АВА, то есть прикладной анализ поведения (Applied behavior analysis), является одним из наиболее признанных эффективных методов коррекции детского аутизма.

подробнее
↑