Коррекция орофациальных миофункциональных нарушений (формирование навыков сосания, жевания глотания)
ОРОФАЦИАЛЬНАЯ МИОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ — система мероприятий направленная на изменение костно-мышечных проблем и патологических навыков в речевом аппарате.
Эта наука сейчас оформляется в систему прямо на наших глазах. Еще 10 лет назад мало кто из логопедов вообще слышал об этом.
Но в последние годы значительно увеличилось количество детей с ортодонтическими, стоматологическими, дыхательными, речевыми проблемами. Как оказалось, это все тесно взаимосвязано. Количество вредностей, которые влияют на женщину и на плод во время беременности неуклонно увеличивается. Да и роды проходят все менее и менее благоприятно для ребенка. И после появления на свет малыша его ждет целый арсенал вредностей, с которыми прежде новорожденный не сталкивался.
Вредные факторы, влияющие на формирование зубочелюстной системы ребенка:
- Генетические. Все мы похожи на папу, на маму. Может быть предрасположенность по расположению уздечек, глубине преддверия рта, размерам челюстных костей. Адентия — отсутствие зубов. Сверхкомплектные зубы. Микро и макродентия (маленькие или крупные зубы). Диспатия (аномалия положения зуба) и транспозиция (обмен местами двух соседних зубов);
- Нарушения внутриутробного развития;
- Нарушения организации питания и искусственное вскармливание. Метод вскармливания;
- Болезни детей раннего возраста;
- Нарушения функции зубочелюстной системы;
- Перенесенные воспалительные заболевания мягких и костных тканей лица, ВНС;
- Травмы зубов и челюстей;
- Задержка прорезывания;
- Задержка выпадения молочных зубов.
На генетические предрасположенности мы влиять не можем. А вот на физиологическое течение беременности мама может и должна влиять. Ребенок должен правильно вскармливаться. Необходимо правильно держать бутылочку во время кормления, выбирать соску, повторяющую контур соска матери, вовремя избавлять ребенка от пустышки. Необходимо во время перевести малыша на твердую пищу и не злоупотреблять протертой едой, вызывающей атрофию жевательных мышц.
Какие нарушения зубочелюстной системы могут влиять на развитие речи ребенка?
У ребенка может быть патологически укорочена уздечка языка. И это мешает ему не только правильно сосать на ранних этапах развития, пережевывать пищу и формировать правильную артикуляцию звуков на более поздних.
Если рот ребенка постоянно приоткрыт, то во время речи язык будет находится преимущественно между зубами. Отсюда у таких детей мы часто сталкиваемся с межзубными сигматизмами. Кроме того, при ротовом дыхании у ребенка страдает интонационно-выразительная сторона речи.
Нарушение иннервации могут пагубно влиять на речевое развитие ребенка. Нарушения мышечного тонуса, гиперсаливация, синкинезии и другие неприятности, являющиеся признаками раннего органического поражения ЦНС, могут грубо задерживать формирование звукопроизношения у ребенка.
Эффективность работы логопеда у детей с такими особенностями зависит от информированности логопеда о влиянии зубочелюстных аномалий на формирование артикуляционного аппарата и знания о возрастных изменениях в строении зубочелюстной системы ребенка. Немаловажной является и квалификация логопеда.
В нашем Центре коррекцию орофациальных и миофункциональных нарушений проводит логопед Натальина Энже Исхаковна, имеющая медицинское образование и многочисленные повышения квалификации в данной области.