Данная программа является авторской разработкой специалистов нашего Центра.

Дислексия и дисграфия: Проблема? Болезнь? Дар?

Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Проявляется проблема с детства и при должной коррекции может корректироваться до уровня, который позволяет комфортно жить и эффективно обучаться.

 

Почему возникает дислексия.

 

Дислексия может быть врожденной (генетически предрасположенной) и приобретенной на фоне резидуально-органического поражения головного мозга или травмы  плода в период родов. При наличии органического поражения головного мозга, дислексии в большинстве случаев предшествует ЗРР, алалия, дизартрия.

 

То есть в основном причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только усугубляя ситуацию.

 

 

Основные виды дислексии:

 

— Фонематическая (акустическая) – наиболее распространенный вид дислексии, характеризуется незрелостью зон головного мозга ответственных за обработку слуховой информации;

 

— Аграмматическая. Предполагает ошибки в составлении конструкций, неправильное использование окончаний, падежей, времен;

 

— Семантическая – каждое слово, которое ребенок читает, он понимает, но в отдельности от всего текста, а собрать слова в предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может, поэтому не понимает смысла прочитанного текста;

 

— Оптическая – тут отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово задом наперед (зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает – глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной последовательности чтения;

 

Все виды дислексии часто смешиваются между собой и требуют комплексного подхода к коррекции. Так же дислексию часто сопровождают  проблемы с концентрацией, вниманием, памятью и самоконтролем. Сложности с ориентацией в пространстве – например когда ребенок путает право и лево, не умеет использовать предлоги.

 

 

 

Диспраксия (моторная неловкость) – неумение хорошо справляться с ручкой, карандашами, неумение кататься на велосипеде и удерживать равновесии на балансирующих поверхностях. Нежелание читать вслух, писать и т.д. то есть избегание тех действий, которые даются очень сложно или в которых потом обнаруживается множество ошибок.

 

Дислексия очень часто идет рука об руку с другим распространенным нарушением дисграфией.

 

 

 

Дисграфия – это нарушение письменной речи.

 

 

Основные виды дисграфии:

 

— Акустическая дисграфия – сопряжена с недостаточностью фонематического слуха, при которой страдает дифференциация фонем, нарушается установление правильных звукобуквенных соответствий;

 

— Моторная дисграфия – обусловлена неполноценной деятельностью двигательного анализатора, возникают трудности движения руки при письме, не вырабатываются двигательные формулы букв, часто присутствует плохой почерк;

 

— Оптическая дисграфия – связывается с недоразвитием у детей зрительных систем коры головного мозга. Вследствие этого у детей затруднено запоминание и узнавание букв. В письме они смешивают оптически сходные буквы, неправильно располагают элементы букв в пространстве или путают их количество.

 

В настоящее время дисграфия и дислексия уже перестали быть чисто логопедическими проблемами и работа только с одним логопедом не приносит совершенно никакого результата. Так же  занятия с репититором по русскому языку тоже бывают малоэффективны.

 

 

В нашем Центре разбор причин школьной неуспеваемости начинается с совместного приема врача невролога-реабилитолога и нейропсихолога. В первую очередь ребенок осматривается на предмет соматического здоровья, собирается подробный анамнез о том, как протекала беременность и процесс родов, как ребенок развивался до 1 года, как происходило становление моторного и речевого развития. Особое внимание уделяется шейному отделу позвоночника и функции кровоснабжения головного мозга, что имеет прямое отношение к школьной успеваемости.

 

 

При подозрении на натальную или родовую травму шейного отдела позвоночника, назначаются дополнительные методы обследования, такие как рентгенография и РЭГ сосудов головы и шеи. Рекомендуются соответствующие физиотерапевтические процедуры на шейный отдел позвоночника  по месту жительства.

 

 

При работе со школьной неуспеваемостью  применяется междисциплинарный Нейролингвистический подход — совершенно новый подход на стыке нейропсихологии, лингвистики и дефектологии, использующий знания о законах функционирования мозга для целенаправленной помощи школьникам.

 

Современная школа предъявляет к детям довольно высокие требования. При том, что многие из них не учитывают закономерности психического и физического развития ребенка. Например, координация «рука-глаз», позволяющая писать без отрыва, формируется полностью не раньше 9-10 лет, а слитное письмо от ребенка требуют гораздо раньше. И таких примеров множество.

 

Дисбаланс требований, предъявляемых к ребенку, и его объективных возможностей приводит к трудностям в обучении, потере интереса, снижению познавательной активности школьника, что, в свою очередь, снова сказывается на успехах в школе.

 

Прервать этот порочный круг родители пытаются, нанимая репититоров, то есть увеличивается количество занятий, но не меняется их качество. Репетитор работает для школьника своеобразной «подпоркой», осваивая вместе с ним необходимый минимум материала. Но причины затруднений никуда не исчезают.

 

 

Наши специалисты посвящают занятие развитию у ребенка навыков, необходимых для усвоения программы обучения, а аппарат слуховой нейростимуляции головного мозга – TOMATIS, активизирует слуховую и вестибулярную системы, зоны мозга отвечающие за центральную обработку слуховой информации, запускает работу лобных долей, отвечающих за концентрацию внимания на поставленной цели и выбор решения. Такое сочетание позволяет добиться значительного толчка в развитии ребенка за короткое время и надолго закрепить полученный результат.

 

 

Согласно международным исследованиям основанным на  данных функциональной МРТ головного мозга, ежедневные интенсивные занятия 12-15 часов в неделю эффективнее, чем то же число занятий при 3-6 часах в неделю.

 

 

Стоит обратиться за помощью к нейролингвисту, если ребенок:

 

  • медленно и неравномерно читает, иногда присутствует послоговое чтение;
    затрудняется при словоизменении и/или употреблении падежных окончаний;
  • употребляет агрмматизмы в устной речи (например, «деревий» или «деревов»);
    путает на письме буквы, заменяя один символ другим (например, «б» на «д»);
  • знает правила, но в тетрадях все равно много ошибок;
    путает парные звуки, заменяя при письме «ж» на «ш», «д» на «т» и т. д.;
  • затрудняется при подборе проверочных слов, пересказе, составлении предложений;
  • хорошо считает и довольно легко решает примеры, но не справляется без посторонней помощи с решением задач.

 

Конечно, список неполон. Но это самые яркие иллюстрации симптомов различных дисграфий, мешающих ребенку успешно и с интересом учиться.

 

 

 

В результате занятий:

 

  • речь становится разнообразнее и грамотнее;
  • уходят ошибки;
  • повышается объем слуховой памяти;
  • улучшается внимание и восприятие;
  • корректируется почерк;
  • улучшается качество чтения, в том числе, повышается ее скорость.

 

Успешное решение этих задач позволяет вернуть ребенку способность учиться самостоятельно и с радостью. То, что раньше казалось трудным и вызывало желание убежать, теперь не пугает. Растет самооценка, исчезает страх перед школой и учителями, появляется уверенность в собственных силах.

 

Овладение письменной речью (чтением и письмом) требует сбалансированной работы всего мозга. Неудивительно, что дисграфия (нарушение овладения письменной речью), дислексия (нарушение чтения)  и дизорфография во всем мире являются основными проблемами школьников. Мозг многих детей не справляется с  обработкой информации, поступающей от органов чувств – зрения, слуха, тактильности и тд.

 

Совет побольше читать и побольше писать обычно не приносит результата. У проблем с чтением и письмом всегда есть конкретные неврологические причины, эти дисфункции заставляют мозг работать в постоянном режиме перегрузки, именно поэтому ребенок часто утомлен или наоборот избыточно активен.

 

Несмотря на то, что коррекция вышеперечисленных нарушений является длительной, первые результаты у ребенка Вы увидите уже после прохождения первого интенсивного курса.