Нейролингвистическая коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников
Данная программа является авторской разработкой специалистов нашего Центра.
Дислексия и дисграфия: Проблема? Болезнь? Дар?
Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Проявляется проблема с детства и при должной коррекции может корректироваться до уровня, который позволяет комфортно жить и эффективно обучаться.
Почему возникает дислексия.
Дислексия может быть врожденной (генетически предрасположенной) и приобретенной на фоне резидуально-органического поражения головного мозга или травмы плода в период родов. При наличии органического поражения головного мозга, дислексии в большинстве случаев предшествует ЗРР, алалия, дизартрия.
То есть в основном причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только усугубляя ситуацию.
Основные виды дислексии:
— Фонематическая (акустическая) – наиболее распространенный вид дислексии, характеризуется незрелостью зон головного мозга ответственных за обработку слуховой информации;
— Аграмматическая. Предполагает ошибки в составлении конструкций, неправильное использование окончаний, падежей, времен;
— Семантическая – каждое слово, которое ребенок читает, он понимает, но в отдельности от всего текста, а собрать слова в предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может, поэтому не понимает смысла прочитанного текста;
— Оптическая – тут отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово задом наперед (зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает – глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной последовательности чтения;
Все виды дислексии часто смешиваются между собой и требуют комплексного подхода к коррекции. Так же дислексию часто сопровождают проблемы с концентрацией, вниманием, памятью и самоконтролем. Сложности с ориентацией в пространстве – например когда ребенок путает право и лево, не умеет использовать предлоги.
Диспраксия (моторная неловкость) – неумение хорошо справляться с ручкой, карандашами, неумение кататься на велосипеде и удерживать равновесии на балансирующих поверхностях. Нежелание читать вслух, писать и т.д. то есть избегание тех действий, которые даются очень сложно или в которых потом обнаруживается множество ошибок.
Дислексия очень часто идет рука об руку с другим распространенным нарушением дисграфией.
Дисграфия – это нарушение письменной речи.
Основные виды дисграфии:
— Акустическая дисграфия – сопряжена с недостаточностью фонематического слуха, при которой страдает дифференциация фонем, нарушается установление правильных звукобуквенных соответствий;
— Моторная дисграфия – обусловлена неполноценной деятельностью двигательного анализатора, возникают трудности движения руки при письме, не вырабатываются двигательные формулы букв, часто присутствует плохой почерк;
— Оптическая дисграфия – связывается с недоразвитием у детей зрительных систем коры головного мозга. Вследствие этого у детей затруднено запоминание и узнавание букв. В письме они смешивают оптически сходные буквы, неправильно располагают элементы букв в пространстве или путают их количество.
В настоящее время дисграфия и дислексия уже перестали быть чисто логопедическими проблемами и работа только с одним логопедом не приносит совершенно никакого результата. Так же занятия с репититором по русскому языку тоже бывают малоэффективны.
В нашем Центре разбор причин школьной неуспеваемости начинается с совместного приема врача невролога-реабилитолога и нейропсихолога. В первую очередь ребенок осматривается на предмет соматического здоровья, собирается подробный анамнез о том, как протекала беременность и процесс родов, как ребенок развивался до 1 года, как происходило становление моторного и речевого развития. Особое внимание уделяется шейному отделу позвоночника и функции кровоснабжения головного мозга, что имеет прямое отношение к школьной успеваемости.
При подозрении на натальную или родовую травму шейного отдела позвоночника, назначаются дополнительные методы обследования, такие как рентгенография и РЭГ сосудов головы и шеи. Рекомендуются соответствующие физиотерапевтические процедуры на шейный отдел позвоночника по месту жительства.
При работе со школьной неуспеваемостью применяется междисциплинарный Нейролингвистический подход — совершенно новый подход на стыке нейропсихологии, лингвистики и дефектологии, использующий знания о законах функционирования мозга для целенаправленной помощи школьникам.
Современная школа предъявляет к детям довольно высокие требования. При том, что многие из них не учитывают закономерности психического и физического развития ребенка. Например, координация «рука-глаз», позволяющая писать без отрыва, формируется полностью не раньше 9-10 лет, а слитное письмо от ребенка требуют гораздо раньше. И таких примеров множество.
Дисбаланс требований, предъявляемых к ребенку, и его объективных возможностей приводит к трудностям в обучении, потере интереса, снижению познавательной активности школьника, что, в свою очередь, снова сказывается на успехах в школе.
Прервать этот порочный круг родители пытаются, нанимая репититоров, то есть увеличивается количество занятий, но не меняется их качество. Репетитор работает для школьника своеобразной «подпоркой», осваивая вместе с ним необходимый минимум материала. Но причины затруднений никуда не исчезают.
Наши специалисты посвящают занятие развитию у ребенка навыков, необходимых для усвоения программы обучения, а аппарат слуховой нейростимуляции головного мозга – TOMATIS, активизирует слуховую и вестибулярную системы, зоны мозга отвечающие за центральную обработку слуховой информации, запускает работу лобных долей, отвечающих за концентрацию внимания на поставленной цели и выбор решения. Такое сочетание позволяет добиться значительного толчка в развитии ребенка за короткое время и надолго закрепить полученный результат.
Стоит обратиться за помощью к нейролингвисту, если ребенок:
- медленно и неравномерно читает, иногда присутствует послоговое чтение;
затрудняется при словоизменении и/или употреблении падежных окончаний; - употребляет агрмматизмы в устной речи (например, «деревий» или «деревов»);
путает на письме буквы, заменяя один символ другим (например, «б» на «д»); - знает правила, но в тетрадях все равно много ошибок;
путает парные звуки, заменяя при письме «ж» на «ш», «д» на «т» и т. д.; - затрудняется при подборе проверочных слов, пересказе, составлении предложений;
- хорошо считает и довольно легко решает примеры, но не справляется без посторонней помощи с решением задач.
Конечно, список неполон. Но это самые яркие иллюстрации симптомов различных дисграфий, мешающих ребенку успешно и с интересом учиться.
В результате занятий:
- речь становится разнообразнее и грамотнее;
- уходят ошибки;
- повышается объем слуховой памяти;
- улучшается внимание и восприятие;
- корректируется почерк;
- улучшается качество чтения, в том числе, повышается ее скорость.
Успешное решение этих задач позволяет вернуть ребенку способность учиться самостоятельно и с радостью. То, что раньше казалось трудным и вызывало желание убежать, теперь не пугает. Растет самооценка, исчезает страх перед школой и учителями, появляется уверенность в собственных силах.
Овладение письменной речью (чтением и письмом) требует сбалансированной работы всего мозга. Неудивительно, что дисграфия (нарушение овладения письменной речью), дислексия (нарушение чтения) и дизорфография во всем мире являются основными проблемами школьников. Мозг многих детей не справляется с обработкой информации, поступающей от органов чувств – зрения, слуха, тактильности и тд.
Совет побольше читать и побольше писать обычно не приносит результата. У проблем с чтением и письмом всегда есть конкретные неврологические причины, эти дисфункции заставляют мозг работать в постоянном режиме перегрузки, именно поэтому ребенок часто утомлен или наоборот избыточно активен.
Несмотря на то, что коррекция вышеперечисленных нарушений является длительной, первые результаты у ребенка Вы увидите уже после прохождения первого интенсивного курса.