Программа ранней помощи семьям с детьми с РАС
Первые годы жизни – необычайно важное время для развития ребенка. Именно в этом возрасте наиболее активно развивается мозг малыша, ребенок учится доверять своим близким и исследовать окружающий мир. В этот период ему гораздо легче осваивать язык и речь, учиться самостоятельности и общению.
Исследования показывают, что рано начатые интенсивные программы помощи для детей с особенностями позволяют им достичь хороших результатов, а для развития социальных навыков детям с такими диагнозами, как аутизм, синдром Дауна, или другими когнитивными нарушениями очень важно находиться в среде своих сверстников.
Поддержка семьи в значительной степени влияет и на функционирование и качество жизни человека с РАС и другими особенностями, поэтому родители и другие члены семьи или ухаживающие за ребенком взрослые также должны получать образовательные программы помощи.
Важнейшим компонентом системы комплексного сопровождения детей с РАС – является ранняя помощь. Это комплекс услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям и их семьям, направленных на содействие физическому и психическому развитию, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, на повышение компетентности родителей.
Для детей с РАС ранняя помощь должна начинаться с момента установления диагноза (выявления отклонений в развитии ребенка) до включения ребенка в систему образования. Одними из наиболее распространенных во всем и мире и наиболее доказанными методиками, применяемыми для коррекции детей раннего возраста с РАС, являются Денверская модель раннего вмешательства и Раннее интенсивное поведенческое вмешательство, разработанное в рамках методологии прикладного анализа поведения. Высокоэффективными вспомогательными методами так же являются метод Сенсорной интеграции и Игровая логопедия.
Это комплексная программа предназначенная для работы с детьми с РАС от 12 месяцев, основанная на поведенческом подходе и применении его в естественной жизненной среде ребенка. Большая роль в программе отводится обучению родителей особенностям взаимодействия и развития детей.
С помощью занятий можно:
- Исключить истерики дома и в общественных местах
- Сформировать бытовые навыки и навыки опрятности
- Сформировать учебное поведение
- Обучить необходимой продуктивной деятельности
- Развить необходимые коммуникативные навыки, обучить вербальному поведению, то есть всему тому, что относится к речи – говорение, понимание речи, запоминание слов и т.д.
- Проработать проблемы сенсорной интеграции в специальной развивающей среде
- Основной целью является развитие учебного поведения в мере, достаточной для интеграции ребенка в обществе и общее улучшение качества жизни ребенка с РАС и его семьи.
Первичным этапом в программе «Ранняя помощь семьям с детьми с РАС» является комплексное психодиагностическое обследование. Диагностика призвана помочь в понимании реальной картины затруднений ребенка, их причин, потенциала и перспектив развития, определить направления требуемой помощи. В коррекционной работе диагностический этап необходим для построения наиболее эффективной программы для ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, сильных сторон и дефицитов.
Комплексное психодиагностическое обследование (проводится несколькимиспециалистами) для более углубленного обследования ребенка, с целью выявления первопричины проблем в поведении и развитии ребенка, трудностей в обучении и выбора направления для дальнейшей коррекции.
Комплексное психодиагностическое обследование проводится с помощью комплекса методик, которые подбираются индивидуально в соответствии с возрастом, уровнем функционального развития ребенка и целью обследования.
Все диагностические и скрининговые методики, применяющиеся в нашем Центре, отвечают международным психометрическим стандартам качества, широко используются в мировой практике, переведены и адаптированы для использования в России.