Очень часто приходится видеть родителей, которые приводят на прием к специалисту дошкольника или школьника, записанного в разряд «трудных» или «необучаемых». При разговоре с родителями и анализе медицинской документации, как правило, выясняется, что у мам этих детей отмечались проблемы, связанные с протеканием беременности и родов.

 

Грубые нарушения неврологического статуса у детей встречаются не так часто, к тому же мимо такого новорожденного врач не пройдет. Гораздо чаще встречаются на первом году жизни незаметные для родителей, а иногда и для специалистов, «легкие» поражения. «Неумехи» детского сада, неуспевающие школьники как раз из разряда именно таких детей.

 

В последние годы отмечается рост числа детей с признакам ПЭП  (перинатальной энцефалопатии) – обусловленной воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде или во время родов. В дальнейшем у ребенка в медицинской карте могут появиться диагнозы: ММД (минимальная мозговая дисфункция), СДВГ (синдром гиперактивности с дефицитом внимания), гипертензионный синдром (повышенное внутричерепное давление).

 

Самыми характерными признаками детей  с подобными диагнозами являются такие изменения в поведении ребенка, как трудности обучения в школе, речевые нарушения, недостаточность мелкой и крупной моторики, различные виды невротических реакций (нарушение сна, страхи, тики, энурез, энкопрез, заикание, повышенная тревожность). Часто ребенок не может сосредоточиться, фиксировать свое внимание, постоянно отвлекается, имеет проблемы с саморегуляцией.

 

Наиболее явно, связанные с этим проблемы, начинают сказываться в школе — когда ребенок встречается с трудностями при усвоении отдельных частей программы, не может и не хочет сосредоточиться на материале, не умеет контролировать свое поведение и эмоции. Появляются проблемы с освоением счета, письма, чтения.

 

К тому же, специфика современной реальности такова, что дети часто предпочитают проводить время за компьютером или перед телевизором, а родителям часто бывает страшно отпустить ребенка одного на улицу.

 

В результате ребенок живет и развивается в пространственно ограниченном мире, мало двигается, недостаточно общается со сверстниками, в связи с этим отдельные зоны мозга лишаются адекватной стимуляции и развиваются хуже. Нейропсихологические развивающие занятия позволяют преодолеть эти проблемы на ранних этапах, создают возможность для раскрытия всего потенциала способностей ребенка, формируют базу для дальнейшего обучения

 

Нейропсихология изучает мозговую организацию психических процессов (какая область мозга отвечает за ту или иную способность и психическую функцию). Детская нейропсихология исследует развитие мозга ребенка и факторы, влияющие на это развитие и препятствующие ему.

 

Основные структуры головного мозга у ребенка формируются до 3 лет. До 7 лет они интенсивно развиваются, а затем эти процессы идут все медленнее и завершаются приблизительно к 20 годам. Если в это время с ребенком занимаются недостаточно, мозгу не хватает стимуляции, и впоследствии какие-то способности будут сформированы слабо. Напротив, если что-то начинать развивать раньше, чем к этому готов мозг, то развитие ребенка будет дисгармоничным.

 

«Хорошо учатся не самые умные, а самые зрелые. Важно, чтобы к школе основные структуры головного мозга достигли определённой зрелости. Если этого не происходит — у ребёнка не ладится учёба»

 

«Если создать условия, чтобы “дорастить” незрелые функции, слабые стороны могут превратиться в сильные». Можно создать условия, в которых незрелые функции смогут дозреть. Речь идёт о тренировке мозга, которая позволяет получить определенные ресурсы, которые помогают справляться с учебными затруднениями, быть устойчивым к стрессам и сохранять адекватное отношение к себе и своим возможностям. Максимального успеха в нейропсихологической коррекции можно достичь до 12 лет.

 

Нейропсихологическое обследование состоит из специфических заданий по возрасту ребенка, которые раскрывают особенности внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, пространственного восприятия, межполушарного взаимодействия, зрительно-моторной координации,  сформированности фонематического восприятия, навыков чтения и письма, уровня контроля и саморегуляции.

 

В итоге нейропсихолог делает вывод об уровне развития высших психических функций ребенка: внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового, тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля.

 

На основании сделанных выводов проводится консультация нейропсихолога с родителями, в ходе которой объясняются результаты обследования, даются рекомендации и определяется направление развивающей работы (разрабатывается программа нейропсихологической коррекции) с учетом всех выявленных особенностей ребенка.

 

Продолжительность диагностического обследования и консультации составляет примерно 1 час 30 минут, но при необходимости взятия дополнительных психологических проб, может быть продлена по решению специалиста до 2 часов.

 

Рабочая программа нейропсихологической коррекции обследованного ребенка разрабатывается специалистом перед прохождением курса нейрокоррекции непосредственно в нашем Центре. Наши специалисты в своей работе используют самые передовые разработки в данной области такие как:

 

  1. Метод замещающего онтогенеза;
  2. BRAIN GYM (гимнастика мозга);
  3. ЛОГОБАТУТ;
  4. Мозжечковая стимуляция («LEARNING BREAKTHROUGH KIT» BALAMETRICS);
  5. Стабилометрическая система;
  6. Компьютерная комплексная программа «Цицерон.ЛОГО диакорр 1»;
  7. Музыкально-гимнастическая обучающая программа для мозга и тела SOUNDSORY;
  8. FORBRAIN (наушники с костной проводимостью, оборудованные микрофоном и динамическим фильтром).

 

А так же активно применяют авторские разработки и навыки, полученные путем многочисленных повышений квалификации в смежных областях коррекционной работы с детьми.

 

Программа нейропсихологической коррекции включает в себя индивидуальное количество занятий, как правило 10 или 15, которые проводятся с максимальной интенсивностью. После прохождения цикла занятий делается перерыв не менее чем на 2 месяца. Кроме того, в программу включена система домашних заданий, которые ежедневно выполняются ребенком совместно с родителями на протяжении всего курса занятий.

 

Перерыв необходим для интеграции полученных навыков. Впоследствии возможно продолжение занятий по усложненной программе. Преимущество нейропсихологических упражнений в том, что по мере усвоения ребенком программных элементов, закрепления навыков возможности усложнения и расширения упражнений очень велики.

 

В МЦ «Невромед» нейропсихологическую диагностику, разработку индивидуальных коррекционных программ и проведение занятий по нейрокоррекции с детьми от 6 до 12 лет осуществляет опытный нейропсихолог Казакова Ирина Ивановна.